finogeev__svetskyjcom__fc
  • Светский:

    Что? Где? Когда?

  • Новое в блогах:

    КБ Дзержинск

  • Культура:

    Театральный блог

  • Отдых:

    По миру

Модный приговор 20-х годов

 

Мода ревущих, золотых, сумасшедших 20-х годов прошлого столетия была отголоском двух войн и революции, которые укрепили в сознании людей мизерность человеческой жизни и вместе с этим породили стремление успеть насладиться ею, испытать острые ощущения от всего, с чем соприкасается человек, чем живут люди.

 

После ужасов войны хотелось развлечений. Мужчины взялись за штурвалы самолетов, отправились на ипподромы и в спортклубы, на строительство электростанций и заводов. А там, где мужских рук не хватало, за торговлю, фабрики, за финансы и даже за бильярдные кии пурпурными ноготками вцепились женщины. Но в иной, нежели раньше, одежде.
Время чарльстона и джаза укоротило юбки, углубило декольте, исчезли рукава и открылись плечи. Ноги украсила новинка промышленности – прозрачные синтетические чулки и туфли с небольшим каблучком-рюмочкой. Вошли в моду и волнующие взгляды мужчин юбки плиссе. Вызывающим стал макияж. Ярко-красная губная помада, тушь для ресниц, румяна и розовая пудра, тонкие, густо прочерченные брови дугой, появившиеся цветные лаки для ногтей, сигареты в длинных мундштуках – без этих «радостей жизни» женщины не представляли своего существования. Очень популярными стали дешевые меха. Крашеный кролик был самым распространенным мехом того времени.


В 20-е годы женщины все чаще появлялись в брюках и даже в мужских смокингах с галстуками. Вошедшие в моду бюстгальтеры делали пышными формы. Волосы на голове коротко стригли, а шляпки с большими полями и перьями выбросили, заменив их элегантными «колоколами». Лучшим средством сохранения стройности стали танцы до упада.


Стильные женщины 20-х годов старались быть худенькими «garcon», как их стали называть после появления в 1922 году романа Виктора Маргерита «Мальчик». Эта книга считалась порнографией, так как в ней описывались коротко стриженые женщины в мужской одежде, предававшиеся свободной любви. Роман стал бестселлером, а его главная героиня – символом унисекса и на протяжении многих лет примером для подражания. Отечественным же кумиром женской моды слыла самая известная модель 20-х годов Лиля Брик. Ее обожателем был Владимир Маяковский, носивший дорогие, безукоризненно сшитые импортные костюмы разных цветов. Знаменитому поэту подражал не только столичный бомонд, но и мужчины со вкусом по всей России. У многих из них модным стал обуржуазившийся под влиянием НЭПа узкий полосатый костюм, черно-белые штиблеты и шляпа канотье.

 

3354f4a83cf4aee816b4dc87f46316e8   1381885894053   1382594413010
О моде 20-х годов можно говорить лишь применительно к НЭПманам, к столичной богеме и отдельным лицам правящей элиты. Описаний их костюмов и платьев, туфель, причесок и макияжа сохранилось достаточно много. Не редкость журналы мод 20-х годов, из которых можно почерпнуть интересные факты. В интернете тоже довольно полно представлена модная одежда тех загадочных лет. Но все это относилось к состоятельной столичной публике и к НЭПманам губернских городов, где можно было достать или пошить хорошие вещи. Относительно же уездной провинции, в том числе и Черноречья, говорить о моде в ее полном понимании не приходится, поскольку здесь ее просто-напросто не существовало.

 

usПровинциальные люди не думали о фасонах для того или иного сезона, о смене гардероба каждую пару лет. Они были озабочены тем, что надеть, а не какой модели купить шляпку, туфли или манто. Но и им хотелось одеться прилично, а потому перешивали старые платья и из появившихся в продаже тканей по журнальным выкройкам творили новые наряды. Однако большинство людей одевались не по картинке, а донашивали подлатанную одежду дореволюционных времен. Иногда ее и одеждой-то назвать было трудно, облачение какое-то, да и только. Что носил простой люд в 20?е годы, можно видеть на сохранившихся фотографиях. Определенное представление об их внешности дают и полотна художников.

 

NEPmantsНа фотографии 1922 года, которая запечатлила руководящий состав завода им. Свердлова, мужчины практически в военной экипировке. Отголоски недавнего военного времени сохранились в одежде вчерашних комиссаров и командиров Красной Армии. Большинство носили фуражки со звездами и сапоги, френчи военного образца с четырьмя накладными карманами и металлическими пуговицами и, конечно же, брюки галифе – это и было франтовское одеяние новых руководителей того времени. Руководящий технический персонал выглядел несколько иначе: сохранившаяся со времен учебы фуражка с кокардой на околыше и костяным козырьком, удлиненный светский пиджак, те же сапоги с брюками галифе и непременно белая сорочка с темным галстуком.


Средний технический персонал одевался проще. Вместо фуражки – кепка, куртка у всех разного пошива, но напоминающая военный китель со стоячим воротником, сапоги или крепкие ботинки. Плащи и пальто походили на сохранившиеся еще у многих военные шинели, носили и двубортные длинные пальто, воротники которых украшала каракулевая опушка. Иногда встречалась и тяжелая с большими полями шляпа. Популярными у мужчин были не только сапоги, но и усы самой различной формы. Их носил каждый второй инженер, мастер или техник. Напоказ выставлялись и имеющиеся награды, но непременно советские. Во второй половине 20?х годов, когда жизнь стала немного сытнее, люди и одеваться начали лучше. В первую очередь принарядилась молодежь. Молодые производственные рабочие перенимали элементы столичного стиля. Хотя их одежда и была разношерстной, но выглядела нарядной. Пиджак, часто белая сорочка, галстук, а иногда и «бабочка», туфли – на это уходила большая часть зарплаты рабочей молодежи.

 

lilia brikНа девушек мода оказывала большее влияние. Свободный крой платья распространился повсеместно, а модные конструктивистские ткани с рисунками из простых геометрических форм дошли и до Растяпино. Светлое, свободно сидящее декольтированное платье из ткани в цветную клетку, без рукавов, немного стянутое в талии кожаным ремешком, было писком растяпинской моды конца 20-х годов. К тому времени появились ткани в полоску и горошек, можно было встретить даже ткань с изображением тракторов.


Светлые или темные ремешки были непременным атрибутом платьев и более скромных фасонов с рукавами. Нередко наряд украшали блестящие пуговицы или огромные кружевные воротники. Популярной была цветная ткань, к примеру, темно-вишневая в зеленую клетку. Девушка в платье из такой ткани, с расстегнутыми пуговицами на груди, казалась раскованной, но не выходящей за рамки приличия. В то же время повсеместными среди работниц стали красные косынки, длинные бесформенные юбки, текстильные туфельки с перепонкой.


Некоторые молодые мужчины продолжали носить традиционные туникообразные русские рубашки. Хотя это считалось не модным, рубаха-косоворотка выглядела очень нарядно. Она могла быть любого цвета: белой, красной, даже черной. Шилась косоворотка из сатина или белого льна. Ворот – очень маленькая стойка, обшлага рукавов и подол обычно отделывались вышивкой, иногда ее заменял красный лен. Разрез с застежкой делался чаще слева. Носили косоворотку всегда навыпуск, подпоясывая кожаным ремешком или пояском из цветной материи. В прохладную погоду поверх косоворотки надевали темный жилет или пиджак.

 

devushka   vipuskniki FZO 1928  1 vipusk FZO


vo frencheИначе, но со вкусом, облачались более взрослые люди. Примером для подражания были питерцы, прибывшие на Растяпинский взрывзавод с Охты, привезя платья и костюмы довоенной еще поры. Широкая, длинная до пола юбка и наглухо застегнутая рубашка с цветным воротом и «позолоченной» булавкой делали женщину похожей на сестру милосердия времен германо-русской войны. Но и через десять лет после войны этот стиль был актуальным. Несмотря на то что Надежда Федоровна Ахрименкова была рядовой заводской работницей, это одеяние придавало ей достоинство благородной дамы. На ее сыне – Иване Константиновиче Падуруеве, работнике того же завода, костюм-тройка. Он, конечно, уступает элегантному смокингу, но в нем молодой человек выглядит под стать законодателю мужской моды знаменитому поэту-футуристу.

Правда, видно, что костюм не американский, как у Маяковского. Но где же заводскому парню было взять денег на импорт? Средств не было, а хороший вкус имелся. Как и у другой модной пары из Растяпино – супругов Маркитантовых. На снимке Иван Сергеевич острижен по последней моде, «как денди лондонский одет». Не знали бы мы, что это наш человек, растяпинский, он вполне сошел бы за британского франта. Костюм на нем дорогой, с иголочки, выглядит отлично, и узел на галстуке завязан красиво. Чувствуется, что мужчина привык одеваться стильно. Конечно, это не повседневная его одежда и не бедный это человек. Супругу свою он тоже наряжал прилично. Не по последней моде, правда, markitantov wife

а на провинциальный купеческий манер счастливых для этих людей довоенных лет. И привычку убирать волосы в прическу Елизавета Владимировна, в девичестве Бармина, тоже сохранила с той поры: не могла же она стать похожей на остриженных ветреных флэпперс. Другими заботами жила эта женщина родом из деревни Растяпино. Праздничное платье надевала нечасто, в повседневной жизни ходила в чем попроще, собственно, как большинство других провинциалок.


Отличались от них комсомолки. У союзной молодежи 20-х годов существовала даже своя «комсомольская» мода. Представительницы ее носили гимнастерки на гражданский лад или куртки различных оттенков зеленого цвета, с отложным воротником и накладными карманами. Называлась она Paduruevюнгштурмовкой. Гимнастерку всегда подпоясывали ремнем. Это одеяние обязательно дополняла портупея и фуражка на голове. «ЦК ВЛКСМ,– сообщала газета «Красная звезда»,– рекомендует местным организациям ввести путем добровольности единую форму комсомола. За образец следует принять форму московского комсомола – темно-зеленый цвет хаки. ЦК считает желательным введение этой формы во всех городских организациях к 14-му Международному юношескому дню (2 сентября 1928г)». Характерный портрет комсомолки, одетой в юнгштурмовку, запечатлел муромский художник И.С. Куликов, а моделью для создания типичного образа стала Панна Александровна Дербенева, супруга известного в Дзержинске педагога. Картина И.С. Куликова была настолько популярной, что побывала на зарубежных выставках. Юнгштурмовки, конечно же, носили и парни. В них они выглядели более стройными, уверенными и сильными. Ведь эти качества и у ребят, и у девушек тоже стали очень модными. Физкультура и спорт приобрели культовый характер.


Однако 25 октября 1929 года в день краха на мировой бирже закончилась эра золотых двадцатых. 27 декабря того же года был объявлен конец НЭПа. Наступили новые более суровые времена, а с ними и новая советская неприхотливая мода.

 

Автор Вячеслав Сафронов. Фото из архива автора