finogeev__svetskyjcom__fc
  • Светский:

    Что? Где? Когда?

  • Новое в блогах:

    КБ Дзержинск

  • Культура:

    Театральный блог

  • Отдых:

    По миру

Архитектор ВЛАДИМИР ОРЕЛЬСКИЙ. ПРОЕКТЫ ДЛЯ ДЗЕРЖИНСКА

Имена главных архитекторов Дзержинска А.?Ф. Кусакина и В.?В. Воронкова хорошо известны многим жителям нашего города. Но далеко не все построенное у нас является плодом их творчества. В разные годы в Дзержинске активно трудились многие другие незаурядные архитекторы, в том числе Владимир Александрович Орельский.




























Он родился в 1902 году в семье нижегородского строителя. Профессия отца определила устремления молодого
Орельского. Он закончил Кулибинское ремесленное училище, а в 1930 году – 1архитектурный факультет Петроградского института гражданских инженеров, в котором учились видные российские зодчие. После окончания института Владимир Александрович вернулся в родной Нижний Новгород и поступил на службу инженером-проектировщиком в Нижегородскую государственную проектную контору, а на следующий год – в филиал Московского ГИПРОГОРа. В 1933 году Орельский был одним из инициаторов создания Нижегородского отделения Союза архитекторов России. Уже в тридцатые годы он принимает активное участие в формировании застройки магистралей и площадей города, создает ряд интересных, новаторских проектов в стиле «конструктивизм». С 1935 года, то есть с момента создания в Нижнем Новгороде проектного института – «Горпроекта», В.?А. Орельский работает там архитектором-проектировщиком. Среди ряда его авторских работ того времени были гостиница «Волна» в соцгороде Автозавода, Дом общества старых большевиков на улице Минина, которые и сегодня привлекают внимание своим архитектурным решением. За высокое профессиональное мастерство В.?А. Орельского назначили экспертом в областную комиссию по рассмотрению архитектурных проектов при Горьковском облисполкоме. На протяжении нескольких десятков лет он избирался членом Правления Горьковского отделения Союза архитекторов СССР. В 1941 году, когда в Дзержинске во главе с А.?Ф. Кусакиным была создана архитектурно-проектная мастерская, Алексей Федорович пригласил В.?А. Орельского вместе формировать облик молодого города. И Владимир Александрович откликнулся на это предложение. Новая работа в годы войны была сопряжена с большими трудностями, поскольку с верхней части Горького приходилось ежедневно добираться до Дзержинска. Да и проектировать нужно было не новые здания, а маскировочные сооружения, газо- и бомбоубежища, оборонительные сооружения на подступах к городу. Но и привязкой образцовых проектов зданий к конкретной местности Орельский тоже занимался. К подлинному же творчеству архитекторы приступили только после войны. Хотя жилые дома в Дзержинске не были большими и в основном, как сейчас бы сказали, экономкласса, спроектированы Орельским они были достойно, с удобными планировками. Отличительной особенностью послевоенных лет был стиль советского неоклассицизма. Воспитаннику ленинградской архитектурной школы академизма излишняя пышность декоративного убранства зданий была не по душе. Он ратовал за строгую классическую архитектуру, истоками которой была архитектура Древней Греции и Рима. Это был творческий человек.
2 Владимир Александрович многое сделал, чтобы дома нашего города были удобными и красивыми. Особое внимание он уделял  пропорциям фасадов, соблюдая их согласно правилу «золотого сечения». Владимир Орельский не был кабинетным работником, он  постоянно посещал стройки, осуществляя авторский надзор, проверял кладку стен, устройство карнизов и кровли, отделочные работы.  Самостоятельно справлялся и с расчетами инженерных конструкций. Так было, например, когда архитектор проектной мастерской  управления главного архитектора Дзержинска выполнял авторский надзор за строящимся по его проекту трехэтажным домом №?3 на 39  квартир по улице Кагановича (сегодня Клюквина). Этот трехэтажный дом для работников Игумновской ТЭЦ был сдан в эксплуатацию  в 1950 году. Скромный по декоративному убранству дом стоит на левой стороне улицы. По замыслу автора это здание должно было внести  разнообразие на оживленной магистрали. Жилой дом сохраняет единый стиль с домами по правую сторону проспекта и имеет П-  образную конфигурацию в плане, что позволяет создать парадный двор-курдонер для обустройства палисадника с клумбами и цветниками  со стороны улицы. Больше украшением, чем по прямому назначению, служат и небольшие балконы этого дома, подходящие для цветов.  Поскольку часть его немного отступает от красной линии улицы, чтобы не нарушать ряд, перед фасадом выполнена невысокая каменная  ограда, покрашенная одним цветом с домом, что создает впечатление единого целого. В период конца сороковых и начала пятидесятых  годов в Дзержинске строились в основном двух- и трехэтажные жилые дома. Таким был и спроектированный Орельским угловой жилой  дом, расположенный на перекрестке улиц Октябрьской и Черняховского. К концу 1953 года каменщики передали этот дом плотникам,  штукатурам и малярам, а вскоре тридцать квартир заселили благодарные жильцы. У дома имелась своя котельная, от того в нем было  тепло, и уютно. Среди множества бараков и деревянных частных домов в начале 50?х годов это строение В.?А. Орельского выглядело  не иначе, как дворцом. На первом этаже углового фасада двухэтажного дома разместился магазин. Вход в него расположен по оси  симметрии в ризалите, над которым образовался своеобразный балкончик. Для увеличения высоты и объемности здания, а также  для придания парадности и определенной монументальности, фасады были дополнены треугольными классицистическими фронтонами, поддерживаемыми плоскими пилястрами в простенках между окнами. В тимпанах фронтона имеются небольшие чердачные оконные проемы с полуциркульным завершением. По своему внешнему виду этот дом ничуть не уступает, например, расположенному неподалеку, на пересечении улиц Октябрьской и Суворова, угловому дому, построенному по типовой разработке Госстройпроекта. В.?А. Орельский проектировал и более крупные дома, например, на проспекте Дзержинского. Особенно активно этот проспект застраивался в пятидесятые годы. Среди старых двухэтажных кирпичных домов 1930?х годов, на левой стороне проспекта Дзержинского и сейчас выделяются два оригинальных здания. И хотя они не высокие, но весьма примечательные по своей архитектуре. Это трехэтажные дома №?9 и №?9а. Оба они по проекту архитектора Орельского. Строительство первого началось 1 июня 1950 года. Руководил работами прораб Жаворонков, а бригадиром каменщиков был Н.?А. Панков. За основу планировки квартир были взяты типовые секции, но фасады выполнялись по оригинальному проекту. В доме 33 двухкомнатные квартиры, пять трехкомнатных и одна четырехкомнатная. Характерной особенностью девятого дома по проспекту Дзержинского является его скошенная угловая часть и пилястровое обрамление входов в здание. 3
Выразительность фасаду придает треугольный фронтон и обрамление части окон первого этажа наличниками. Уличные фасады имеют четкий метрический ряд из небольших балконов на верхних этажах. Архитектор учел особенность углового дома №?7, расположенного напротив, и девятый дом относительно переулка Жуковского поставил симметрично седьмому. В то время переулок Жуковского, по сути, был улицей, выходящей на проспект Чкалова. Проектируя девятый дом, В.?А. Орельский запланировал замкнуть улицу Жуковского домом №?9а, углубив его на сто метров от красной линии проспекта Дзержинского. Таким образом, образовался курдонер, в котором планировалась разбивка сада, а у домов палисады с металлическим забором. Курдонер со стороны проспекта Дзержинского закрывал каменный забор с воротами и калитками. Так, улица Жуковского, выходившая ранее на проспект Чкалова, реально превратилась в переулок. Строители брали обязательство сдать дом к концу 1951 года и слово свое сдержали. Первые жильцы заехали в него в январе 1952 года, а в августе была заселена и последняя, пятая секция. На его первом этаже в угловой секции было решено открыть мастерскую «Часовая техника». Как профессионал В.?А. Орельский пользовался в кругах архитекторов большим авторитетом. Подтверждением этому служит, например, следующий факт. Как известно, довольно примечательными на проспекте Чкалова в квартале №?86 являются три дома:14, 16 и 18, образующие ансамбль с курдонером. Их проект, разработанный А.?Ф. Кусакиным, был сравнительно масштабным, поэтому заказчик – «Заводстрой» – попросил документацию по застройке и привязке домов этого квартала рассмотреть специально созданной комиссии, председателем которой был избран Орельский. В послевоенные годы многие дома сдавались строителями с недоделками. Более того, руководители строительных организаций сопротивлялись требованиям Госархстройконтроля. Случалось, что плохими были не только качество отделочных работ, но и кирпичная кладка. Немало примеров, когда застройщики пренебрежительно относились к архитектурному оформлению строящихся зданий. Это относилось, например, к ансамблевому дому №?12 по улице Кагановича, главный фасад которого искажением архитектурных форм, по сути, 4 был испорчен. В.?А. Орельский активно боролся с этим, публично выступал с конкретными примерами упущений  строителей. В то же время он рассказывал о новых методах повышения качества строительства. Глядя на его проекты,  отчетливо убеждаешься в приверженности Владимира Александровича к своему излюбленному неоклассическому  стилю. Это не являлось редкостью в архитектуре послевоенных лет, но у Орельского классические формы и приемы  не призваны «переуслащать» фасады излишним декором, они, прежде всего, связаны с тектоникой здания, как это  видно на примере углового дома на площади Маяковского.
 Первым зданием на этой площади стала поликлиника, строительство которой началось еще в 1930 году (введена  в строй в 1934 г.). Через шесть лет рядом с ней появилось здание школы №?10, огромной по тем временам и высокой,  как стоявшие вокруг сосны. В 1940 году был построен угловой жилой дом на пересечении проспектов Дзержинского  и Кагановича. До пятидесятых годов площадь Маяковского выглядела весьма неприглядно. Кругом простирались пески,  лежали кучи мусора, рядом дымили городская баня с прачечной. В 1950 году здесь началось строительство двух домов,  сходящихся на площади Маяковского в единый четырехэтажный на 75 квартир. Автором проекта дома №?15  по проспекту Дзержинского с выходом на площадь Маяковского вновь был Орельский. Сначала в стиле классицизма  было выстроено четырехэтажное правое крыло этого дома по улице Маяковского. Возглавлял работы прораб Александр  Алексеевич Белов. Затем началось возведение угла сходящихся зданий от проспекта Дзержинского и площади  Маяковского. Строительство шло быстро. Бригада каменщиков Ивана Андреевича Бобылева выкладывала вместо 2?500  ежесменно 4?000 кирпичей. В целом дом оказался довольно большим – из семи секций. На его сооружение ушло 3,5  миллиона кирпичей. Длина его по проспекту Дзержинского составляет более 50 метров, а по площади Маяковского  достигает 30 метров. В первые три секции работники завода «Ока» въехали уже в августе 1952 года, и все здание было заселено к концу следующего. На первом этаже части дома, выходящей на площадь, 23 декабря 1953 года открылся продуктовый магазин. 5
Своей выразительностью и академической простотой это здание определило архитектурный стиль и градостроительный масштаб всей улицы Маяковского и площади, носящей имя этого великого поэта. Центральная часть по первому этажу, где располагался встроенный магазин, обогащена большими арочными окнами-витринами в обрамлении архивольтов. Фасады нижних двух этажей декорированы рустом в виде «крупной кладки» и отделены от верхних этажей горизонтальными поясками. Оси симметрии всех трех уличных фасадов подчеркнуты треугольными аттиками, поднимающимися выше линии карниза, прерывая ее. Венчающий карниз крупный, профилированный. Расположенные на четвертом этаже небольшие балкончики на кронштейнах имеют ограждение в виде классических балясин. Интересны проекты В.?А. Орельского, реализованные и на центральном проспекте нашего города. В начале пятидесятых годов на Ленина за зданием колбасной фабрики (бывшей фабрики-кухни), недавно снесенной, шли строительные работы по сооружению сразу нескольких домов. Это был ансамбль зданий, по архитектурному стилю и в целях экономии места застройки объединенных в одно целое. Повышенная этажность и объединение нескольких домов придало ему своеобразие и значительность. В 1951 году оно стало самым большим зданием в городе. Заселение 160 квартир было значительным вкладом в решение жилищной проблемы города. Среди других зданий этого ансамбля особо выделяется пятиэтажный дом №?7 по проспекту Ленина (сегодня №?73), также спроектированный Орельским. Многие дзержинцы еще во время строительства засматривались на седьмой дом. Чтобы исключить архитектурное однообразие повторяющихся секций большого дома №?5, Владимир Александрович увеличил высоту первого этажа, предназначенного под магазин. Оригинальность дому придала и венчающая часть в виде барочной формы аттика над пятым этажом по центральному фасаду. Сооружение дома №?7 началось в мае 1950 года. Кирпичную кладку первого этажа строители завершили к октябрьским праздникам, а к январю следующего года часть здания была подведена под крышу. Еще когда оно стояло в лесах, у пятого дома на бывшем пустыре было посажено сто лип с кустами акации, все это огородили невысоким оригинальным металлическим заборчиком, а между секциями дома проложили асфальтовые дорожки. Незаурядной была и штукатурка – светло-желтая чередовалась с белой, и дом от этого выглядел более изящным. Позднее подобные работы украсили и дом №?7. Когда бригада штукатуров А.?И. Павлова еще трудилась «на наружных стенах», первая секция седьмого дома к празднику 7 ноября была готова к сдаче под заселение. Последнюю же секцию строители завершили ко дню открытия XIX съезда КПСС – к 5 октября 1952 года. Вскоре со стороны проспекта Ленина на первом этаже дома №?7 открылся 6 просторный гастроном, а со стороны переулка Жуковского – Дом техники и богатая техническая библиотека.  Примечательно, что крупный масштаб этого дома стал отправным для застройки всего проспекта Ленина,  спроектированной А.?Ф. Кусакиным. Убедительным примером этого единообразия является дом №?55. Владимир  Александрович наверняка бы спроектировал еще не один дом для Дзержинска, но его творчеству мешала  повседневная рутина второстепенных дел, а главное, ежедневные переезды из Горького и обратно. К тому же  областной центр представлял гораздо больший простор для творческой деятельности архитектора. В Горьком  в послевоенные годы Владимир Александрович создал проекты многих знаковых для города зданий. Например,  вместе с архитектором А.?Н. Тюпиковым был реализован проект административного здания Управления Горэнерго  на пл. Маркина. Став главным архитектором Горэнерго, Владимир Александрович строил жилые и общественные  здания также в ряде городов Поволжья: Балахне, Ярославле, Саратове. Есть здания Орельского и в таком престижном  месте, как Верхневолжская набережная, например, административный корпус «Энергосетьпроекта». Всего же  за 51 год своей архитектурной деятельности Владимир Александрович создал 87 проектов, из которых 76 были  реализованы. После возвращения в 1950 году в Горький Орельский еще долго сотрудничал с дзержинскими  архитекторами. А дружба с Алексеем Федоровичем Кусакиным, который в 1958 году стал главным архитектором  Горького, продолжалась и дальше. Созданное Орельским вполне достойно того, чтобы имя этого замечательного  человека сохранилось в истории Дзержинска. Кстати, он сумел привить любовь к профессии и своим детям. Сын  Вячеслав Владимирович окончил архитектурный институт в Москве, а дочь Ольга Владимировна – архитектурный  факультет ГИСИ. Внуки Владимира Александровича – Юрий и Алексей – также выбрали эту профессию, продолжая  семейные традиции.




79

10                                          11





















Автор: Вячеслав Сафронов, фото: личный архив автора