finogeev__svetskyjcom__fc
  • Светский:

    Что? Где? Когда?

  • Новое в блогах:

    КБ Дзержинск

  • Культура:

    Театральный блог

  • Отдых:

    По миру

Архитектор новой жизни

Благодаря нашим замечательным строителям Дзержинск в 60-е годы не только вырос, но и преобразился. Во многом это была заслуга назначенного в 1958 году главным архитектором города Вадима Васильевича Воронкова. Он не только контролировал соблюдение строителями генерального плана, но и творчески дополнял его. И это очень важно, ведь к тому времени архитектурные приоритеты резко поменялись.

 

PobedaС самого начала 60-х годов на смену индивидуальному проектированию каждого отдельного городского здания пришло комплексное планирование и застройка городских кварталов типовыми домами с малогабаритными квартирами. Ярким примером этого является и город Дзержинск. На некоторых его улицах с домами «высоких потолков» соседствуют дома «с экономичными квартирами», прозванными в народе «хрущевками». Их стоимость была значительно меньше домов, возводимых ранее. В 1961 году, например, в Дзержинске стоимость строительства одного квадратного метра жилой площади составляла 140-150 рублей. И это считалось дорого. Необходимо отметить, что застройка «хрущевками» происходила не по скупости руководства страны или архитекторов, а для быстрого переселения из бараков санитарной зоны тысяч людей в отдельное благоустроенное жилье.


Да, это были небольшие по площади квартиры, но со всеми удобствами, а главное, – не коммунальные, поэтому люди были несказанно рады. Такими домами в 60-е годы застраивались все новые кварталы Дзержинска. И хотя они были похожи друг на друга, город не превратился в скучный, однообразный набор пятиэтажек. Все потому, что, в отличие от прошлых лет, застройка новых кварталов носила комплексный характер, вернее, не кварталов, а микрорайонов. Первый из них был запланирован в 1961 году как экспериментальный площадью в 42 гектара с районным центром обслуживания населения, с парком на базе существующих посадок. Уже на следующий год началось возведение этого жилого микрорайона, получившего название «Западный». В 1964 году проект его застройки, выполненный коллективом авторов с участием В.В. Воронкова, выставлялся на ВДНХ и был удостоен большой серебряной медали. Не все намеченное по проекту было реализовано, но в «Западном» и в других новых микрорайонах вместе с жилыми домами построили магазины, детские и медицинские учреждения, школы и библиотеки. Пространство между кварталами сразу же, не через много лет, превращалось в благоустроенные зеленые улицы, проспекты и бульвары.

 

Sev vorota  mira  Rodina


Но еще раньше первые такие кварталы стали появляться поблизости от центра. Сначала здесь выросли общественные здания. Недалеко от городского стадиона, рядом с бывшей деревянной улицей МОПРа, неожиданно для многих возникло самое высокое после Дворца культуры химиков (ДКХ) общественное здание – двадцатая школа. Почти одновременно с ДКХ на песчаном пустыре появился кинотеатр «Родина». За ним вплоть до железной дороги простирались голые пески, так что двадцатую школу было видно от трамвайной линии. Однако вскоре все это пространство было застроено пятиэтажными домами: двух-, трех-, пятиподъездными. С каждым месяцем уходили вдаль проспекты «40 лет Октября» (с 1965 г. б-р Победы) и Циолковского, улица Грибоедова. На ней в 1961 году появилось здание ГИАПа (ныне НИИК), а через три года завершилось строительство детской больницы №13. Архитектурное оформление обоих сооружений стало украшением улицы Грибоедова. Кстати, здания ГИАПа спроектировали дзержинские архитекторы Г.Ю. Пасютинский, С.А. Сахарнов и Е.А. Синявский, работавшие в то время в этом же институте.


griboedovaСтроили тогда быстро. Случалось, комплексные бригады за неделю выкладывали этаж восьмисекционного дома. Я не раз наблюдал, как ночью при мощном освещении этаж за этажом вырастало здание, на первом этаже которого позднее открылся магазин «Центральный», за его оригинальное оформление прозванный в народе «стеклянным». Сейчас трудно сказать, как могла выглядеть эта сторона проспекта Свердлова (с июня1964 г. пр.Ленина). Согласно генеральному плану А.Ф. Кусакина и Л.А. Самщева, активно застраиваться его левая сторона начала в 50-е годы. Несмотря на то что эти дома отличаются друг от друга индивидуальной архитектурой, противоположная сторона проспекта, застроенная в 60-е годы «хрущевками», не кажется примитивной. Здесь, как говорилось в те времена, «улицы – не курицы, дома – не труляля». Проспект выглядит целостным, несмотря на очевидное архитектурное различие его зданий.

 

Достигли этого путем строительства угловых зданий разной этажности, отступления от красной линии, иного, нежели жилые дома, облика учреждений и, что очень важно, созданием зеленых зон на всем протяжении проспекта Свердлова вплоть до улицы Щаденко (с 1965 г. ул. Гайдара). Проспект стал любимым местом для прогулок. Особенно островок отдыха у «Родины» с несколькими рядами кустов боярышника и липами до ДКХ. На площадке возле кинотеатра можно было приятно отдохнуть. Красивое здание, длиннющие скамейки, ряд телефонных автоматов, большие бетонные вазы с цветами, любопытные афиши, множество лип вокруг здания, а с правой стороны еще и пестрая цветочная клумба – это не могло не привлекать дзержинцев. И днем, и вечером здесь всегда гуляла молодежь, отдыхали пожилые люди.

 

dkВскоре также многолюдно стало и на проспекте «40 лет Октября». С обеих сторон он застроен домами с малогабаритными квартирами, но проспектом «хрущеб» назвать его никто не осмелится. Дома здесь разные и по размерам, и по постановке. Но самое главное – липовая аллея и цветы, украсившие проспект на всем протяжении. Красота притягивает людей, к тому же здесь сразу же открылось кафе «Дружба», интерьер которого разработали и воплотили лучшие художники города. А в начале бульвара, в типовом же доме 60-х годов, открылось детское кафе «Золотой ключик», ставшее любимым для детей нескольких поколений.
Во многом то, что еще при строительстве новые городские кварталы приобретали цветущий, привлекательный вид, – заслуга Воронкова. Вадим Васильевич считал, если в новое здание не разрешалось положить даже лишний кирпич, дома необходимо украсить иным способом. Вместе с другими городскими службами он предпринимал меры по благоустройству, ратовал за высадку на улицах цветов и деревьев. Это при нем на проспекте Ленина от площади и «до 27?го» на газонах ежегодно появлялись цветы, и их душистый аромат наполнял людей радостью и оптимизмом. Украшали цветами и другие улицы города. Помнится, даже Октябрьская улица преобразилась: около многих домов появился ровный штакетник, а за ним разбили цветники. При Воронкове же начался снос домов частного сектора на Октябрьской. Люди видели стремление руководства города одеть Дзержинск в красивый наряд, а потому и сами выходили на уборку и благоустройство территории вокруг своих домов.


P1180866Активно поддержали горожане и предложение Воронкова создать более комфортные условия для проживания в новых домах. В частности, он настаивал в горисполкоме, чтобы в строящихся домах были только квартиры, а магазины, столовые и всевозможные мастерские размещались отдельно. Тогда во дворах и шума от машин было бы меньше, и чище стала бы территория.
Наверняка не все еще забыли, чем встречал город гостей, въезжающих в него со стороны Московского шоссе, – старыми бараками да видневшимися неподалеку деревянными восьмиквартирными домами. В 60-е годы и эта часть города – микрорайон 4а – тоже была застроена. Но Дзержинску не хватало «ворот», и с участием Воронкова они были «поставлены». По обеим сторонам проспекта Чкалова у въезда в город возвели две девятиэтажки, место это получило название «Северные ворота». Воронков же на одном из зданий предложил установить эмблему города, разработанную дзержинскими художниками В.Н. Смирновым и В.В. Осиповым. В августе 1965 года на доме №53 появилась красочная мозаичная эмблема, которую замечал каждый наблюдательный человек. Широченная в этом месте часть проспекта Чкалова тоже была засажена деревьями и выглядела нарядной. Причастен Вадим Васильевич и к появлению в нашем городе нового железнодорожного вокзала.

 

voronkovВ центральной части города уже красовался Дворец культуры химиков, а рядом продолжали мозолить глаза старое пожарное депо и деревянные трибуны стадиона. Мало того, что они выглядели уродцами на фоне новой застройки, трибуны были настолько ветхие, что однажды во время мачта рухнули. Тогда Воронков предложил убрать их и построить вместе с главным входом и спортивным павильоном новую западную трибуну. В 1963 году Дзержинский филиал (директор М.А. Калашников, гл. инженер И.С. Зайцев) «Гипрогорьковстрой» разработал проект, а СМУ №2, возглавляемое И.А. Коробовым, в мае 1964 года построило новые трибуны, их с внешней стороны украсили символическим рисунком.


С именем Вадима Воронкова действительно очень многое связано в Дзержинске. Это он выдвинул предложение установить монументальный памятник поэту Маяковскому, которое поддержал председатель горисполкома А.А. Смирнов. Активное участие принимал Вадим Васильевич в выборе и утверждении проекта памятника, он сделал его привязку к площади, руководил подготовительными работами. В 1964 году памятник Маяковскому был установлен, а через год, в честь 20?летия Победы над фашистской Германией, на бульваре Жданова воздвигли монумент Славы, а бульвар переименовали в площадь Героев. По плану Воронкова построен Дворец пионеров, а затем заложен «Пионерский парк» на площади Кирова (ныне пл. Ленина), разработан проект площади Ленина с привязкой к ней памятника вождю. Если бы Воронков не пошел на повышение и остался еще хоть ненадолго в Дзержинске, наверняка воплотилось бы и намеченное им оформление монументальной живописью здания Дома Советов (ныне администрации города)


Новые улицы, проспекты, микрорайоны – это не только новые здания, но и новая жизнь. Ведь десятки тысяч людей из поселковых барачных халуп переселились в городские со всеми удобствами квартиры, стали мыслить, смотреть на все иначе – более творчески и раскованно. Несомненно, в этом есть и заслуга В.В. Воронкова. Много им реализовано и менее масштабных, но значимых для города дел. А потому дзержинцы не только помнят главного архитектора 60-х годов, но и неразрывно связывают историю города с именем Вадима Васильевича. Учрежденный по инициативе благодарной общественности памятный знака «Народный почетный гражданин» – яркое подтверждение этого.

 

Автор: Вячеслав Сафронов, фото: архив автора и электронные СМИ